В декабре 2023 года правительство ограничило возможности контрольных и надзорных органов по проведению внеплановых проверок до конца 2024 года (Постановление от 14.12.2023 № 2140). Под плановые контрольные мероприятия до 2030 года в общем случае подпадают только объекты высокого и чрезвычайно высокого риска и имеющие II класс опасности гидротехнические сооружения и объекты производства (Постановление от 10.03.2023 № 372). Поэтому проверяющие уделяют время профилактике.
Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля предложил отказаться с 01.01.2025 от временного моратория на проверки и одновременно полностью перейти на риск-ориентированный подход. А если уровень рисков позволит, то ограничиться профилактикой для минимизации проверок бизнеса.
В связи с этим в рамках глобального преобразования контрольно-надзорной системы Минэкономики необходимо:
— разработать четкие индикаторы для уровней риска по нарушениям;
— настроить отдельные инструменты контроля маркировки, ККТ, санэпиднадзора;
— запустить институт соглашений об этапах устранения нарушений проверямыми;
— обеспечить контролирующие органы цифровыми инструментами и сервисами до конца 2024 года.
Куратор реформы, вице-премьер Дмитрий Григоренко, отмечает, что переход от сплошного контроля к ориентированному на риски позволит использовать обнародованные индикаторы и проверять только тех, кто действительно нарушает закон. Причем эффективность контроля будет зависеть от качества индикаторов.
Для надзорных органов это стимул к их доработке. За прошлый год их количество удвоилось на федеральном уровне и достигло 412, а до конца текущего года появятся еще 90.
Для полной реализации нового принципа важно оцифровать всю систему КНД. Это ускорит рутинные процессы и сделает проверяющих фактически «бизнес-аналитиками». А у бизнеса появятся сервисы для взаимодействия с ними в цифровой среде. Это важно при дистанционных проверках, досудебном обжаловании решений и т.д.
Оцифровка уже происходит, но ведомствам не хватает кадров и технологий. Однако мораторий можно отменять. По мнению первого вице-президента «Опоры России», система управления рисками должна заработать. Она обеспечит бизнесу четкие и ясные критерии, повысит результативность проверок.
Вместе с тем сплошной принцип не всегда уступает риск-ориентированному. Член генсовета «Деловой России» Кирилл Никитин отмечает невозможность связать провалы надзорной деятельности с применением прежнего либо нового подхода. Это показал недавний факт массового отравления блюдами из доставки. А эффективность новаций снижается из-за сложностей при выявлении рисков и оценке контрольной среды экономического субъекта.