Перейти к содержимому

Работник совершил преступление в рабочее время: несет ли работодатель ответственност

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 46-КГ22-31-К6 рассмотрено следующее дело.

Работник ИП присвоил денежные средства, переданные ему клиентом на выполнение заказа по договору купли-продажи мебели, который работник заключил от лица ИП. Денежные средства в кассу ИП не поступили, заявка поставщику на мебель не направлялась, ИП лично от клиента денежные средства по договору не получал и договор с ним не заключал. Клиент подал в суд на ИП с заявлением о признании договора расторгнутым и возврате денежных средств.

Суды трех инстанций в своих решениях, отказывая заявителю, указали, что хоть обвиняемый и являлся на момент совершения преступления сотрудником ИП и находился на территории работодателя, однако преступное деяние совершил не в связи с исполнением своих трудовых функций и не в момент осуществления действий по заданию и в интересах ИП. Хищение чужого имущества работник совершил в своих интересах с целью незаконного обогащения и не намеревался вносить в кассу ИП переданные ему клиентом денежные средства. Соответственно, в момент оформления договора и передачи денежных средств ИП контролировать действия своего работника не мог, фактически договор заключен не от имени ИП и не создает для него правовых последствий.

Верховный Суд РФ отменил решения нежестоящих судов и напомнил, что юрлицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, а также граждане, выполняющие работу по ГПД, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юрлица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Из установленных судом обстоятельств следует, что во время совершения преступления работник в силу трудового договора являлся действующим работником ИП, действия по завладению денежными средствами клиента совершены им в рабочее время на рабочем месте с использованием служебного положения работника мебельного магазина по отношению к покупателю под видом заключения договора купли-продажи мебели. При таких обстоятельствах выводы судов о неприменении положений п. 1 ст. 1068 ГК РФ противоречат содержанию данной нормы закона.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *