Предприниматель, который применял УСН с объектом "доходы минус расходы", купил нежилое помещение. Кроме того, он взял кредит в банке под залог имущества и заем у другого предпринимателя. Через некоторое время УСНщик заключил с предпринимателем-заимодавцем договор о переводе долгаперед банком и договор об отступном. По последнему передавалось спорное помещение в счет уплаты обоих долгов.
Инспекция, с которой согласились суды трех инстанций, посчитала, что по договору об отступном производится прекращение обязательств, а значит, получен доход при УСН. Причем суды отметили: проверяющие установили действительные налоговые обязательства, поскольку учли не только доходы, но и расходы на приобретение имущества и уплату процентов.
Отдельный довод предпринимателя касался периода учета дохода в виде прекращенных обязательств. Он указывал, что право собственности на имущество перешло не в том году, в котором подписано соглашение об отступном и за который инспекция доначислила налог, а в следующем. Суды пришли к выводу, что отступное считается исполненным только после перехода прав, но это не значит, что налогоплательщик еще что-то должен заемщику после того, как подписан договор о переводе долга.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.01.2019 по делу N А70-2550/2018